Проезд: Около 1 км по грунтовой дороге от шоссе Лежнево - Савино.
Фотографии: Александр Богданов (9 мая 2011 г.)
Сайт Свято-Троицкого прихода - http://petrovskoe.narod.ru/
***********************************
Расположена на северной окраине села, на небольшом холме (где сохранились остатки усадебного парка) над долиной р. Вязьма. Сооружена из кирпича в 1790 г. по заказу помещика А. А. Скрипицына. Позднее сооружена паперть-переход во втором ярусе. К юго-востоку от церкви стоит одноэтажная кирпичная сторожка кон. 19 в. Интересный пример двухэтажного храма хороших пропорций с раннеклассицистическим декором.
Центральный повышенный четверик, увенчанный пятиглавием, объединяет тёплый (нижний) и холодный храмы. Боковые луковичные главки с перетяжками установлены на глухие цилиндрические барабанчики с квадратными основаниями, центральная вазообразная глава - на квадратном световом постаменте. К четверику симметрично примыкают одинаковые прямоугольные объёмы алтаря (со скруглёнными углами во втором ярусе) и трапезной. Этот единый массив с запада соединён узкой папертью с четырёхъярусной колокольней (нижние ярусы - четверики, верхние - восьмигранные), увенчанной фигурной барочной кровлей с маковкой.
Нижний этаж всех объёмов обработан горизонтальным рустом, веерный руст над окнами имитирует замковые камни, над ним — рельефные кольца. Междуэтажный пояс отделяет верхнюю часть здания. Здесь боковые фасады центрального двусветного четверика украшены плоскими четырёхпилястровыми тосканскими портиками. В промежутках между пилястрами расположены прямоугольные окна первого света с раннеклассицистическими наличниками с ушами, а над ними - круглые окна в рамках (Сходную декорацию имеет второй ярус колокольни). Вторые этажи алтаря и трапезной украшены тосканскими пилястрами в крупных филёнках; окна аналогичны четверику. По верху всех объёмов проходят карнизы с сухариками. Барабаны глав декорированы пилястрами и плоскими арочными нишами. Второй ярус колокольни по краям имеет сдвоенные пилястры:, значительно уменьшающиеся по размеру третий и четвёртый решены сходно: лопатки на рёбрах восьмериков, арочные проёмы в крупных филёнках. Купол колокольни прорезан люкарнами, двухъярусное основание креста украшено волютами.
В нижнем этаже четверик перекрыт коробовым сводом, алтарь (разделённый столбами на северное и южное помещения придела) и трапезная - полулотковыми; в верхнем, соответственно, сомкнутыми и полулотковыми. Паперть нижнего этажа перекрыта сомкнутым сводом, верхнего - коробовым, в нижнем ярусе колокольни - каменная лестница наверх.
Масляная роспись верхнего храма типична для нач. 20 в. В своде расположены "Новозаветная Троица", "Преображение", "Воскресение" и "Вознесение", между окнами верхнего света - изображения святых. Наиболее примечателен растительный орнамент из листьев и цветов в стиле модерн на рёбрах свода.
Иконостас верхнего храма - выразительный памятник кон. 18-нач. 19 в. в стиле барокко. Он представляет собой двухъярусное сооружение с тремя выступами, соединёнными между собой полуциркульными арками. Особую пластичность композиции сообщают крепованные многопрофильные антаблементы; в завершении - три иконы с фигурным обрамлением. На царских вратах расположены резные картуши с иконами, а в верхней части - небольшие колонки и пилястры, несущие антаблемент. Врата фланкированы увитыми листвой колонками с лучковой аркой над ними. Резьба на фризах, картушах и в обрамлениях икон довольно разреженная и уплощённая. Декоративное убранство дополняют скульптурные изображения ангелов, помещённые в завершении ярусов по центральной оси.
В нижнем храме роспись кон. 19 - нач. 20 в. грубо поновлена в сер. 20 в., оригинален иконостас в стиле классицизма сер. 19 в. (ряд деталей подвергся переделкам), состоящий из двух симметричных частей. В каждой из них четыре колонки поддерживают полуциркульную арку, в поле которой помещены иконы криволинейных очертаний. Особенностью композиции является нетрадиционное местоположение царских врат: не в центре, а по сторонам, поскольку иконостас относится к двум приделам алтаря. Крупные элементы позолоченной резьбы (розетки, пальметты, церковные атрибуты) выделяются на белом фоне иконостаса.
Березин, Добронравов, 1898, с. 201—202 ***********************************
Храм Троицы Живоначальной
(Ивановская область, Лежневский район, село Петровское)
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 589-590
Храм Троицы Живоначальной
(село Петровское)
Фотографии являются ссылками,
которые увеличивают их в новом окне
|